Электронная программа «Комплекс электронных модулей»

Основные задачи государственной политики в области образования нашли конкретное воплощение в новых образовательных стандартах, которые задают качественно новое представление об образовательных результатах, трактуя их как интеграцию предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, что потребовало создания адекватной системы мониторинга образовательных результатов и механизмов проектирования индивидуального продвижения ученика, осваивающего новое содержание образования.

На современном этапе эти задачи могут быть реализованы в электронной среде образовательной организации на новом качественном уровне, так как использование цифровых инструментов создает возможность вариативности сценариев развития для обучающихся и сохраняет в приоритете долгосрочную цель формирования индивидуальной образовательной траектории.

При этом возникает задача разработки универсальной шкалы уровней развития образовательных результатов обучающегося и способа, позволяющего дать каждому из уровней объективную количественную и качественную оценку, предложить механизм формирования рекомендаций обучающемуся для дальнейшего развития.

Решение данной задачи стало основой для создания электронной программы «Комплекс электронных модулей», поэтапная разработка которой проходила в рамках проектов, осуществляемых гимназией в статусе федеральной инновационной площадки «Электронный паспорт как инновационный способ получения нового качества образования» (2011-2015) и «Создание автоматизированной системы управления процессом формирования индивидуальной образовательной траектории субъектов образовательного процесса» (2016-2020), а также республиканской инновационной площадки «Комплекс электронных модулей – инструмент формирующего оценивания образовательных результатов обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС» (2016-2020).

В ходе реализации проектов были созданы пять взаимодействующих между собой модулей, на основе функциональных возможностей которых был разработан инновационный способ измерения и оценивания сначала метапредметных образовательных результатов обучающихся всех уровней обучения, а в результате адаптации программы в рамках республиканской инновационной площадки и предметных образовательных результатов в начальной школе.

Функциональные возможности каждого из модулей, решая конкретные задачи, обеспечивает в целом комплексную сборку, обработку и анализ информации необходимой для получения объективной оценки образовательных результатов обучающихся в динамике их изменений, при этом значительно снижая трудозатраты учителя по обработке большого количества данных в традиционной форме.

Взаимодействующие между собой модули «Электронный мониторинг», «Личный кабинет обучающегося», «Электронная аналитическая карта обучающегося» позволяют наглядно увидеть динамику, направление изменений формирования образовательных результатов, получить основания для построения педагогического прогноза и последующих рекомендаций для дальнейшего развития обучающегося. Кроме того, эта информация отражается в Карте развития, расположенной в «Личном кабинет обучающегося» и становится доступной ученику и его родителям.

Электронный модуль «Ресурсный банк», накапливая образовательные ресурсы, создаваемые учителями и специалистами гимназии, предлагает в «Личном кабинете обучающегося» избыточное количество ресурсов для выбора согласно потребностям и интересам ученика, тем самым, вовлекая его в активное взаимодействие со средой гимназии.

Электронный модуль «Личный кабинет учителя» является системообразующим звеном в электронной программе «Комплекс электронных модулей». Данный модуль, обеспечивая прямые и обратные связи со всеми действующими модулями, позволяет учителю активно влиять на процесс продвижения ребенка в образовательном пространстве. Кроме того, в структуру «Личного кабинета учителя» включена «Карта комплексной оценки профессионального развития учителя», что является для него эффективным инструментом саморазвития и самореализации.

Наиболее эффективный масштаб использования электронной программы – это коллектив класса, учителей и родители обучающихся которого объединяет совместная разработка мониторинговых процедур и образовательных ресурсов, обеспечивающих положительную динамику образовательных результатов обучающихся.

Особенностью электронной программы «Комплекс электронных модулей» является возможность использовать в педагогической практике как отдельные электронные модули, решая локальную задачу, так и программу в целом, что является наиболее эффективным.

Процесс создания и апробации электронной программы проходил поэтапно по мере разработки модулей и установления прямой связи между ними. А создание модуля «Личный кабинет учителя» обеспечил создание обратной связи между всеми модулями и возможность системной апробации электронной программы в целом.

Положительные результаты апробации позволят решить задачу создания технологии комплексной сборки предметных и метапредметных образовательных результатов обучающихся, являющихся основой для формирования функциональной грамотности.

Таким образом электронная программа может быть использована в качестве инновационного инструмента в реализации ВСОКО.

Демоверсия электронной программы «Комплекс электронных модулей» (КЭМ)